Выставки-ярмарки народных промыслов в Москве

Среди традиционных уставных задач Императорского Православного Палестинского Общества, центром которых является Святая Земля, с течением времени все более актуальной становится задача сохранения исторического и культурного наследия российской тематики. Ведь Общество существует более 130 лет, и сама его история, судьбы его прославленных или забытых деятелей достойны изучения и сохранения для будущих поколений. Вступление в ряды Общества новых разносторонних по своим интересам людей постоянно придает импульс новым формам работы. Кроме того, появление у Императорского Православного Палестинского Общества своего здания на улице Забелина породило еще одно неожиданное направление деятельности, связанное с этим старинным уголком Москвы, на которое нельзя было не откликнуться нашему Обществу — хранителю исторических традиций.

Здание Центра ИППО входит в ансамбль городской усадьбы Н. А. Сумарокова — Н. А. Тюляевой XVIII–XIX вв. и является объектом культурного наследия регионального значения. Место расположения Центра в исторической части Москвы, на территории Белого города, рядом с метро «Китай-город», «дышит» русской историей.

Улица Забелина (бывший Ивановский спуск) носит имя известного русского историка И. Е. Забелина, который изучал московскую старину и сотрудничал по делам Исторического музея с его основателем и президентом великим князем Сергеем Александровичем, генерал-губернатором Москвы (1891-1905), первым Председателем и почетным членом ИППО.

Свое первоначальное название — Ивановский спуск — улица получила от монастыря Иоанна Предтечи, известного в народе как Ивановский монастырь. От него начинается улица, и почти напротив него стоит Центр ИППО. Точная дата основания монастыря неизвестна, но есть версии, что это было еще до царя Ивана Грозного.

Ивановский монастырь испытал напасти Смутного времени, когда обитель была разорена поляками, страшную эпидемию чумы в 1654 году, которая унесла жизни 100 из 130 монахинь. Для того, чтобы хоть как-то поддержать существование обители, с середины XVII века у стен монастыря в престольный праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа (11 сентября н.ст.), проводилась ярмарка рукодельных изделий искусных насельниц. Монастырь несколько раз горел, закрывался, но ярмарки у его стен продолжали жить, в XIX веке они славились далеко за пределами Москвы. Монахини и белицы специализировались на прядении ниток и вязании шерстяных изделий, пошиве шелковых платьев, шитье шелком и золотом. Товар, особенно шерстяную пряжу, везли отовсюду. Все рачительные хозяйки и модницы того времени непременно старались попасть на эти торжища, которые получили название Ивановских «бабьих шерстяных» ярмарок. Бойкий торг шел в стенах монастыря, а многочисленные развлечения – карусели, балаганы, «туманные картины» располагались на эти несколько дней на Варварской (ныне – Славянская) площади.

Известно, что изделия монахинь Ивановской обители выставлялись на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго, Всемирной выставке 1900 года в Париже, на Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге в 1904 году. Не случайно расшивать коронационное платье императрицы Александры Федоровны с трехметровым шлейфом было поручено мастерицам-монахиням Ивановского монастыря.

По свидетельству современников, две августейшие покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества — императрица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна — преображались в Москве. Про императрицу писали, что в Москве она «попадает под обаяние древней Руси», в Москве ее «неудержимо тянет к себе старина», она представляет себя древнерусской царицей, а Елизавета Федоровна настолько полюбила Москву, что после мученической гибели своего любимого супруга великого князя Сергея Александровича только в Москве и оживала, занятая неустанными делами милосердия и молясь в дорогих ее сердцу московских храмах.





Неудивительно, что под обаяние этого старинного уголка белокаменной столицы попали и сегодняшние члены Императорского Православного Палестинского Общества, которые изучая места, окружающие Центр ИППО, проникались их удивительной судьбой. Историю захотелось хоть отчасти возродить. Так, по инициативе заместителя Председателя ИППО Ю. А. Грачёва, родилась новая форма работы — проведение культурных мероприятий по популяризации истории ИППО на фоне выставок-ярмарок народных промыслов, что позволило оживить это историческое место и помочь мастерам-умельцам из разных уголков России показать себя в столице.










На ярмарках были представлены изделия таких знаменитых промыслов, как павлопосадские платки, михайловское кружево, ярославская майолика и донской фаянс, елецкая вышивка, петрозаводские куклы, томская роспись по дереву и поделки из бересты, чувашские изделия из бисера и резьба по дереву, текстиль в лоскутной технике. Достойное место на этих ярмарках заняли изделия из гжели.

Во время проведения летних выставок-ярмарок по заявкам от групп организуется в удобное для них время показ фильмов о Святой Земле, истории и современной деятельности Общества, а также чтения о святых местах — объектах паломничества и выступления с лекциями известных историков по тематике Святой Земли. Кроме того, в Центре ИППО с 1 ноября 2013 года работает Музей истории ИППО, вход бесплатный.

Поделиться: