Неизвестный монастырь Калужского края (Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 - нач. 20 вв.). А.А. Бауэр

Казалось бы, история Калужской епархии, ее храмов и приходов,  а тем более монастырей хорошо изучена, ведь за последние два десятилетия  на эти темы опубликованы десятки книг и сотни статей, и эта работа активно продолжается десятками исследователей. Вместе с тем, в этой большой историко-церковной проблематике есть  еще ряд сюжетов и тем,  ждущих своего исследователя. Одним из таких сюжетов является духовный труд на  бывших мальцовских землях, в 20 км от нынешнего города Кирова, подвижника благочестия, одного из плеяды рославльских старцев рубежа 18 – 19 веков, иеродиакона Мелхиседека, на месте духовного подвига которого в нач. 20 века, вернее, в самые последние предреволюционные годы, возник монастырь, которому, однако, была уготована трагическая участь…
  
Мужской монастырь  под названием Мелхиседекова пустынь возник в нач. 20 века на месте  поселения пустынножителей в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского уезда, принадлежавшей   промышленникам Мальцовым. Первым  жильцом поселения - своеобразного отшельнического скита – его основателем, давшим ему свое имя,  стал некто старец Мелхиседек. На протяжении 19 века, вплоть до создания официального монастыря, ему наследовал целый ряд продолжателей,  которых мы знаем по именам, но далеко не всех…

 Напомню основные вехи жизненного и иноческого пути этого человека, тем более, что никаких материалов о нем в калужской краеведческой литературе не публиковалось. Иеродиакон Мелхиседек (в миру Максим, сын купца 1-й гильдии) родился в г. Сумы Харьковской губернии в 1715 г. В возрасте 25 лет под влиянием неизвестного старца решил посвятить свою жизнь Богу  и поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, где провел пять лет. Узнав  о трагической смерти своего отца от рук убийцы, он укрепился в решении стать монахом. Получив увольнительное свидетельство от Сумского городского общества, он стал послушником в Софрониевой пустыни в Курской  губернии, однако претерпел немало притеснений и унижений от братии, которая в итоге изгнала его из обители. В течение последующих пяти лет он переходил из  монастыря в монастырь, пока не достиг в 1760 г.  Белобережской пустыни под Брянском.
  
В этом монастыре он принял пострижение в рясофор под именем Михаила, затем – мантию с наречением Мелхиседеком. Епископ Орловский и Севский Досифей  посвятил его в сан иеродиакона. В Белобережской пустыни он спасался ровно пол-века, но в 1810 г. по неизвестной причине покинул ее  и удалился в Рославльские леса, где  в это время подвизалось много святых подвижников и пустынножителей, причем с двумя последними – Исайей и Андреем -  он некоторое время жил в одном месте. Затем он удалился в лес, принадлежавший помещику П.П.Суходольскому в Мосальском уезде Калужской губернии, который построил старцам  Мелхиседеку и Исайе две деревянные кельи близ села Шуи. В этой пустыни скончался его ученик Исайя, и о.Мелхиседек призвал к себе для духовного делания хорошо ему известного благочестивого крестьянина Михаила из деревни Хотеевка Ельнинского уезда Смоленской губернии.
  
Тяготясь огромным количеством посетителей, стремившихся получить благословение и духовный  совет старца,  о.Мелхиседек со своим духовным чадом и учеником Михаилом в 1837 г.  переселился в еще более глухое  малонаселенное место на стыке нынешних Кировского и Куйбышевского районов,  в Хатожскую лесную дачу, принадлежавшую промышленнику и помещику И.А.Мальцову. Последний выделил старцу участок земли для пустыни, а также снабжал отшельников продуктами, одеждой, книгами, свечами, лампадным маслом;  сам же  Иван Акимович неоднократно бывал в обители.
  
9 июля 1840 г. старец Мелхиседек в возрасте 125 лет почил в Бозе; отпевание и погребение его совершил причт села Мокрое во главе со священником о. Василием. В память старца ежегодно 9 июля в пустыни  совершалось его поминовение, для чего  о. Михаил приглашал священников  с причтом из с. Песоченский Завод и хор певчих (позже богослужение проводилось причтом храма из села Запрудного). На поминовение собиралось до 300 и более человек из окрестной округи и даже из отдаленных мест.
  
Через некоторое время над могилой о. Мелхиседека была построена небольшая часовня, перестроенная с увеличением размеров в 1887 г. одним из почитателей старца. Его ученик Михаил, принявший пострижение с  наречением Митрофанием, скончался 19 июля 1870 г. и был погребен рядом со старцем под сводами часовни. Именно  этот человек сохранил и передал через своих последователей свидетельства о жизни и чудотворениях старца Мелхиседека, опубликованные сначала в журнале «Душеполезное чтение» (1889г.), а затем  в дополненном иеромонахом Дионисием калужском издании 1913 г.
  
Еще при жизни Михаила (Митрофания) к пустынножительству  в Хатожской даче присоединился  некто Даниил (Дионисий ?), затем послушник Белобережской пустыни Иоанн ( в миру Иван Федорович Чернышев).  В конце 19 – нач. 20 веков в  пустыни подвизались благочестивые старцы Захарий ( бывший крестьянин д. Каменка  Зимницкой волости Захар Григорьевич Антонов, 1837 г.р.)  и  Дементий (бывший крестьянин д. Шопотово Мосальского уезда  Демид Маркович Зайцев, 1817 г.р.). Как ученики и последователи о. Мелхиседека эти  старцы пользовались полным содержанием от С.И.Мальцова, а после его смерти в 1893 г. они стали жить помощью состоятельных жителей окрестных селений.
   
К 1908 г.  старец Дементий уже умер и в пустыне обретался Захарий, пустынники из крестьян Денис Климович Климченков (уроженец  д. Полянки Семиревской волости) и Захар Прохоров, оба преклонных лет. В начале 20 в. В обители мелось три деревянных кельи, часовня с погребениями старцев, а также хозяйственный сарай, небольшой плодовый сад и пчельня.  Вся территория пустыньки была обнесена дощатым забором. Числилась земля в собственности Акционерного общества мальцовских заводов  под названием «Хатожская лесная дача»  и находилась в 1-м стане Жиздринского уезда, в Семиревской волости. По некоторым данным, АОМЗ даже взимало со старцев арендную плату за пользование землей, которой в 1908 г. числилось в их пользовании общей площадью 4 десятины 1680 квадратных саженей (в т.ч. усадебной 1320 кв. саж., луговой – 2 десятины, лесной – 2 десятины, под дорогой и речкой Песочней 360 кв. саж.). Поддерживать хозяйство обители в хорошем состоянии их насельникам помогали почитатели старца Мелхиседека: песоченский волостной старшина Семен Кузьмич Суравцов, землевладелец д. Усохи Василий Петрович Кузнецов, Мосальский купец Николай Алекссевич Линев и другие лица, имен коих мы не знаем. В народе это место называлось «Колодези – Монахи тож»  или «Монахова Гора» (после революции 1917 г. рядом с закрытой обителью возник Гуриковский поселок, или Гурики, существовавший до 1970-х гг.).
  
Хатожская дача незадолго до революции была выкуплена у АОМЗ неким дворянином Василием Авраамовичем Баталиным и пожертвована в пользу Императорского Православного Палестинского общества для присоединения к Сергиеву скиту ИППО в Калужском уезде. В годы первой мировой войны в Монаховой Горе устраивается монашеская обитель и дом инвалидов для «призрения раненых и увечных воинов и разных калек и больных, не способных ни к какому труду» под названием Мелхиседекова пустынь. Начал строиться каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и праотца Мелхиседека, который был освящен во время архипастырского визита в Песоченский Завод епископа Калужского Георгия  8 – 11 июня 1916 г. В списке монастырей Калужской епархии за 1916 г. Мелхиседекова пустынь уже числится штатным мужским монастырем. В эти же предреволюционные годы в монастыре строилась гостиница, братский корпус, каменная ограда и другие сооружения, однако кроме храма все они остались недостроенными и после закрытия монастыря были разобраны. Тогда же, наверное, была разрушена и деревянная часовня, в которой находились портреты о. Мелхиседека и о. Дионисия, написанные маслом на дереве, их рясы, чудотворная  икона Смоленской Божией Матери  и другие  предметы, судьба коих неизвестна (скорее всего, большая часть их погибла в богоборческие времена).
  
Весной 1918 г. настоятель монастыря о. Герасим почил в Бозе, и православные граждане Жиздринского и Мосальского уездов 14 апреля 1918 г.  обратились с прошением к калужскому архиерею о переводе на место настоятеля иеромонаха Сергиева скита Тихоновой пустыни (Cкит относился не к Тихоновой пустыни, а к Калужскому отделу Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru) о. Геронтия. Прошение подписали землевладельцы Василий Петрович, Иван Петрович и Мария Ивановна Кузнецовы, Николай Владимирович Селиванов, а также Паньшины, Зиновьевы, Безсоновы, Низяевы. Было ли удовлетворено их прошение – неизвестно, но обитель доживала последние месяцы: в ноябре 1918 г.  Жиздринский уисполкомом она была закрыта, а монахи выселены. На базе монастыря создана сельхозкоммуна, ставшая основой Гуриковского  поселка. По некоторым данным, кирпич от разобранного монастырского храма пошел на строительство школы соседнего Куйбышевского района.

Могила старца Мелхиседека

Могила старца Мелхиседека
Могила Мелхиседека, обихоженная братией Белобережской пустыни.
На плите выбита ошибочная дата смерти - вместо 1840 указан 1884 год.

Развалины Мелхиседековой пустыни

Развалины Мелхиседековой пустыни
Остатки построек Мелхиседековой пустыни.
Фото автора
   
… Ныне безвестность и запустение царствуют на месте православной обители. Редкий путешественник иногда пробирается в запустевшее место, чтобы поклониться мощам подвижников и искупаться в освященном источнике. Правда, Божиим наущением, несколько лет назад были обретены мощи о. Мелхиседека, и над ними братией Брянской Белобережской пустыни  установлен деревянный крест с гранитной доской со следующим текстом: «Монах Белобережской пустыни схииеродиакон  Мелхиседек. Почил в Бозе в лето 1884 года [дата ошибочная, нужно: 1840 года. – Авт.]  125 лет от  роду. Истина. Слово. Вера».

Сейчас нашим музеем и краеведами-исследователями Кировского района делаются попытки включить этот памятник (место бывшего монастыря и могилы старцев) в число объектов культурного наследия русского народа, поставить его под местную охрану и сделать доступным для  посещения паломниками и другими категориями туристов в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Будет продолжен поиск и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский оборот, история монастыря найдет отражение в экспозиции нашего музея. Надеемся, что со временем еще одно «белое пятно» будет стерто с церковно-исторической карты Калужского края.

* * *
Приношу благодарность Л.А. Бацановой за бесценную помощь в подготовке этого материала.

А.А. Бауэр, директор Кировского историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры РФ

Источники и литература:

1. ГАКО,  ф. 32, оп. 2, д. 1697; ф. 94, оп. 1, д. 49А;  ф. 1267, оп. 2, д. 312, 1233; ф. Р-1425, оп. 1, д. 91.
2. Дионисий, иером.  Жизнь иеродиакона Мельхиседека. – Калуга, 1913.- 20с.
3.  Иеродиакон  Мельхиседек  // Жизнеописания отечественных  подвижников  благочестия 18 и 19 веков (с портретами).  Июль. -  Козельск, Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1994. – С.150-163.

Поделиться: