Исследования Совместной Российско-Палестинской Иерихонской археологической экспедиции на участке Музейно-Паркового комплекса Правительства Российской Федерации 2010 год. Л.А. Беляев

Беляев Л.А.
10-тысячелетний Иерихон невероятно богат древностями от эпохи каменного века до исламского средневековья. Центр современного города сложился в эпоху поздней Римской и ранней Византийской империй, которым наследует современная арабская культура. Но именно эти периоды менее всего были до сих пор изучены археологией в Иерихоне.

В 2010 году, следуя распоряжению Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, управление делами Президента Российской Федерации создало на земельном участке «Аль-Мадраса Ваззукума» Музейно-парковый комплекс.


Сотрудники и рабочие Совместной Российско-Палестинской Иерихонской археологической экспедиции, июль 2010 года
Стоят справа: Александр Супренков (ИА РАН), Татьяна Шведчикова (ИА РАН, зам. начальника экспедиции), Суфиан М. Х. Эдаисс (Министерство туризма и древностей ПНА).
Стоит слева: Умар Кочкаров (ИА РАН).
Сидит справа: Леонид Беляев (начальник экспедиции, ИА РАН).


Русские и палестинские археологи осматривают находки
Слева: руководители совместной Иерихонской экспедиции Леонид Беляев (РФ) и Хамдан Таха (ПНА)
Справа: Ийяд Хамдан (Министерство туризма и древностей ПНА)

В ходе работ Институт археологии Российской академии наук провел здесь совместно с Департаментом древностей и культурного наследия Министерства туризма и древностей ПНА и при содействии строительной фирмы Harvinter широкие научные исследования. Иерихонская экспедиция под руководством доктора исторических наук Леонида Беляева (РФ) и доктора философии Хамдана Таха (ПНА) открыла и изучила несколько древних зданий.




Раскопки в Иерихоне 1891 года.
Фото из палестинской коллекции ИППО. ГМИР

Раскопки на Участке правительства РФ в Иерихоне – первые работы российских археологов в Палестине за истекшее столетие. И это явная историческая несправедливость – ведь именно русская наука проложила сюда путь уже в 1880-х – 1890-х годах. Однако после 1917 года Иерихон стал недоступен для исследований российских ученых, и только начатая современной Россией работа по возвращению ее собственности в Святой земле позволила вернуться сюда археологам.

Земельный участок «Аль-Мадраса Ваззукума» имеет значительную археологическую ценность. Его сердце – огромная сикомора, почитаемая как  свидетельство евангельского рассказа о приходе в город Иисуса Христа и его встрече с мытарем Закхеем.


Вид места раскопок 1891 года в 2008 году

Раскопки показали, что начало освоения участка восходит к позднему римскому времени (II–III вв.). В раннюю византийскую эпоху здесь возник крупный церковно-аграрный комплекс (монастырь или паломнический центр), типичный для Святых мест Палестины.

Комплекс включал благоустроенные каменные здания с большими залами для богослужения (церкви, крещальни, часовни) и хозяйственную застройку. В архитектуре монументальность сочеталась с упрощенностью деталей: все здания построены из крупных блоков тесаного камня на валунных фундаментах, капители принадлежат к поздним переработкам ионического ордера; базы крайне схематичны; колонны вытесаны не из мрамора, а из местного известняка.

 
Водопроводный канал V–VIII вв. и часть водопроводного канала с фильтром (в раскопе № 4)

Интерьеры благоустроены и богато украшены. Все они снабжены резервуарами, к которым идут каналы для воды, крайне необходимой в засушливой Иудейской пустыне. Полы устланы мозаикой из мелких кубиков камня, который образует простые белые или орнаментальные многоцветные покрытия.

Важнейшая находка – крупная (3.60?3.60 м) мозаика из 15 тысяч разноцветных кубиков в центре одного из парадных помещений. Ее композицию образуют сложно сплетенные круги, орнамент (имитации цветного мрамора, плетенка) и мотивы растений, ассоциирующиеся в религиозной символике с пожеланиями благополучия: розетки; цветок граната; произрастающие из амфоры лозы с гроздьями винограда.

На религиозный характер комплекса указывают многие находки: бронзовая кадильница с цепочками и крестом; парадная бронзовая лампа; керамические светильники с христианскими надписями. Эти вещи и мозаика относятся к периоду с конца V до первой половины VII века.

Нумизматика и предметы христианского церковного обихода – кадильница и парадная лампа из бронзы, керамические светильники с надписями – указывают на расцвет жизни в V–VII вв. Монеты представлены в основном византийские, отчеканенные императорами от Анастасия I (491—518 гг.) до Ираклия (610—641 гг.). Однако встреченные более ранние монеты, прежде всего Римской империи, указывают на присутствие на участке слоев позднеантичного времени, а монеты эпохи Омейядов и Айюбидов – на ее продолжение и в эпоху Ислама, что подтвердили образцы художественной керамической посуды XIII-XIV вв.

Более 300 древних предметов музейного значения, собранные Совместной Иерихонской археологической экспедицией, вместе с копиями уникальных византийских блюд и икон, предоставленными Государственным Эрмитажем, лягут в основу первой экспозиции Музея, которая сейчас готовится. Ежедневно Иерихон посещают тысячи паломников. Их внимание, несомненно, привлекут древности, открытые на участке в 2010 году.

Российский Музейно-Парковый комплекс в Иерихоне станет удачной площадкой для совместной долговременной работы российских и палестинских ученых. Планируется продолжение работ на участке, которое принесет новые важные открытия: в едва затронутом раскопками помещении найден край второй цветной мозаики.
Поделиться: