Заявление ИППО и Общественного Центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке в связи с событиями в Пальмире

Императорское Православное Палестинское Общество и Общественный Центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке осуждают очередной чудовищный акт, совершенный террористами ИГИЛ на этот раз в сирийской Пальмире.

Оголтелые экстремисты со звериной жестокостью казнили мирных жителей, в основном женщин, детей, стариков. Жертвами стали почти 400 человек, в том числе представители самой мирной и гуманной профессии - врачи и медсестры Национальной больницы города Тадмор, а также государственные служащие, которых боевики обвинили в поддержке сирийского правительства.

Считаем, что мученическая смерть этих людей, как и других жертв экстремистских фанатиков, - на совести тех, кто способствовал появлению в ближневосточном регионе самой страшной террористической организации в мире, которая сегодня угрожает всему человечеству. У варваров ИГИЛ зловещие планы по уничтожению жемчужины Сирии – античной Пальмиры - сокровища мировой культуры, включенной в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Над уникальным памятником нависла реальная угроза уничтожения, которому уже подверглись древние города Сирии – безвозвратно потерянные Нимруд, Дур-Шаррукин, Хатра.

Остановить варварские злодеяния террористов могут только коллективные усилия всего мирового сообщества, которое должно не только осудить преступления террористов ИГИЛ и квалифицировать их как военные преступления, но и призвать мировых лидеров, СБ ООН, Совет ООН по правам человека к самым решительным совместным действиям по противодействию этой террористической организации, проникновению ее идеологии в массовое сознание молодежи в различных странах.

Выражаем глубокое сочувствие и слова поддержки сирийскому народу, в том числе христианскому населению, которые подвергаются жестоким испытаниям и безмерным страданиям, подвергаются варварским злодеяниям и насилию со стороны экстремистских группировок.

1200px-Vista_panorámica_de_Palmira.jpg
                                                         Панорама Пальмиры

Пальми́ра (греч. Παλμύρα, калька с арамейского תַּדְמוֹר, Тадмор, «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.

Как перевалочный пункт для караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, Пальмира была прозвана «невестой пустыни». Самой знаменитой и могущественной правительницей Пальмирского царства была Зенобия. В настоящее время на месте Пальмиры — сирийская деревня и развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

1200px-Palmyra_Ruines_Temple_of_Bel.jpg
                                                                    Храм Бэла


Вдоль главной улицы древнего города располагаются колоннады и монументальные арки. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.

В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ памятники оказались под угрозой уничтожения. В честь Пальмиры названы несколько городов в США. Санкт-Петербург поэтически называли северной Пальмирой, а Одессу — южной.

Древнейшие упоминания о Тадморе найдены в царском архиве Мари. Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана израильским царём Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся до берегов Евфрата. Навуходоносор II, при нашествии на Иерусалим, разорил её, но вскоре, благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем, с одной стороны, и долиной Евфрата, с другой, она снова отстроилась и стала пристанищем торговых караванов и складочным местом товаров, шедших с Запада на Восток и обратно. Здесь была столица государства Пальмирены, управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.

Римляне во время войны с парфянами (в 41 году) старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил её и переименовал в Адрианополь, причём её правителям предоставил некоторую независимость, думая удержать их этим от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 года н. э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами juris italici (то есть с правами, равными правам колоний, находившихся непосредственно в самой Италии), и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септимию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином. Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, также Оденат, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за это от Валериана и Галлиена в 258 году титул consularis (губернатора в ранге консула). Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того, как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя «царём царей» (в 260 году).

После победоносного похода против персов, до Ктесифона на Тигре, Оденат был убит своим племянником, Меонием (в 267 году), и на пальмиренский престол вступила его жена, Зенобия, значительно расширившая пределы своего государства и даже мечтавшая подчинить себе сам Рим. При ней Пальмира достигла апогея своего благосостояния, которое, однако, продолжалось лишь короткое время. Император Аврелиан решился сломить непокорность гордой царицы и в 273 году принудил Пальмиру сдаться; Зенобия стала пленницей Аврелиана, её столица подверглась опустошению, а владения стали провинцией Римской империи. Диоклетиан и затем Юстиниан пытались восстановить разрушенный город, но не могли возвратить ему прежний блеск. Наконец, будучи ещё разрушен арабами, в 744 году, он постепенно превратился в небольшое селенье. На близлежащем холме в XVI веке возвёл свой замок Фахр ад-Дин II.

В 1678 году английский негоциант Галифакс нашёл труднодоступные развалины Пальмиры; в 1751—1753 годах они были впервые исследованы и описаны Робертом Вудом и Джеймсом Докинсо. Археологические раскопки начались в конце XIX века и продолжаются по сей день. В 2008 году археологами было объявлено об обнаружении фундаментов крупнейшей в Сирии церкви размерами 47 на 27 метров.

Развалины тянутся с юго-востока на северо-запад непрерывным рядом на протяжении приблизительно 3 км, у подножия нескольких холмов, и состоят из остатков сооружений, относящихся к разным эпохам. В позднеантичных развалинах преобладает коринфский ордер. На восточной оконечности пространства, занимаемого развалинами, высится храм солнца (Ваала-Гелиоса) — величественный периптер длиной в 55 1/3 м, шириной в 29 м, с 8 колоннами в каждом коротком фасе и с 16 колоннами в длинном. Внутренность храма представляет собой обширное помещение, со сводом, разбитым на кассетоны, с роскошной, вполне сохранившейся лепной орнаментацией фризов и стен, состоящей из листьев и плодов. Напротив северо-западного угла храма находились входные ворота, похожие на триумфальную арку Константина в Риме. От них через весь город, на протяжении 1135 м, тянулась дорога, обставленная четырьмя рядами колонн, на архитраве которых помещались другие, меньшие колонны. Эти четыре колоннады разделяли дорогу вдоль на три части: средняя, более широкая, служила для езды экипажей и всадников; две боковые, более узкие — для пешеходов. Высота нижних колонн — 17 м. Всего их было 1500, то есть по 375 в каждом ряду.

Вся почва бывшего города покрыта обломками капителей, антаблементов, скульптурных фризов и иных архитектурных фрагментов, среди которых, на запад от храма Солнца, видны остатки других храмов, дворцов, колоннад, алтарей, акведуков, а за развалившейся городской стеной, составлявшей сооружение времён Юстиниана, лежит в небольшой долине некрополь с многочисленными погребальными пещерами и шестьюдесятью фамильными усыпальницами, сложенными в виде башен из огромных тёсаных камней. На вершине одного из соседних холмов высится замок позднейшей арабской постройки.

С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.

20 мая 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры, в связи с чем есть опасения, что ее постигнет та же участь, что и ряд других архитектурных памятников на территории Ирака, разрушенных боевиками.

Поделиться: