Уцелевшие иконы Великого князя Сергея Александровича Романова

С 20 апреля по 1 июля 2007 года в Государственном историческом музее проходила выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Великого князя Сергея Александровича Романова.
Жизнь этого замечательного человека заслуживает и памяти потомков, и внимательного изучения. Между тем, все, кто так или иначе знаком с посмертной судьбой Сергея Александровича, погибшего в феврале 1905 года от руки террориста, знают, что память о Великом князе пытались скрыть, а его имя — опозорить. Его могила долгое время находилась в буквальном смысле закатанной асфальтом  недалеко от Кремля — на месте бывшего Чудовского монастыря. Но сегодня его имя к нам возвращается. В том числе — и через сохранившиеся реликвии. В этой маленькой заметке нам хотелось бы упомянуть о тех личных вещах (прежде всего — иконах), которые сохранились до наших дней.

Известно, что Сергей Александрович был ребенком, вымоленным его царственными родителями у мощей преподобного Сергия Радонежского.  «В конце августа-начале сентября 1856 года в Москве проходили пышные коронационные торжества, связанные с восшествием на престол императора Александра II. В один из дней царская чета посетила русскую святыню — Троице-Сергиеву лавру. На одной из служб, у раки Преподобного Сергия, у императрицы и у императора, независимо друг от друга, возникло намерение, если Господу будет угодно послать им еще сына, то непременно дать ему имя Сергей. И когда младенец появился на свет, то вопрос о наречении нового великого князя был уже решен». Таким образом, царственный младенец был испрошен у Бога и появился на свет явно под покровом преподобного Сергия Радонежского, Небесного покровителя Сергея Александровича. Может быть, поэтому он с раннего детства проявлял исключительную религиозность. Что касается христианского воспитания князя Сергия, то здесь главную роль  сыграла его мать, Мария Александровна. Это была необыкновенная прежде всего в религиозном отношении личность. Поэт Федор Иванович Тютчев не случайно написал о ней:

Кто б ни был ты, но, встретясь с Ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный…
 

Именно Мария Александровна служит во многом разгадкой исключительно одаренной в религиозном отношении личности Сергея Александровича, ее любимого сына.

Иконы окружали Сергея Александровича с детства, ибо он вырастал в постоянном общении с церковью. Фрейлина Императрицы и воспитательница Великого князя Анна Федоровна Тютчева записала в своем дневнике о трехлетнем Сергее: «Государь подвел обоих младших детей к иконам и к Причастию. Сергей клал поклоны после сестры и был очень благоразумен. В этот раз он не плакал, хотя сильно покраснел от волнения. Он только раз или два забывался и начинал громко говорить: «Сергей помнит этот дом. Какие большие свечки!»… » В 1861 году, когда Великому князю было всего четыре года, он посещает с сестрой, Великой княжной Марией Александровной, Саввино-Сторожевский монастырь и его скит. Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевкин) вспоминал: «Мы остановились в роще у самой лестницы, ведущей к пещере. Резко запели малые здешние колокола. Внизу Великого Князя братия встретила с крестом и святой водою. Я ввел в пещеру Князя и Княжну, рассказал им, что сюда преподобный удалялся на молитву, что здесь молились их родители, помолился с ними и дал им по иконе «Преподобный в пещере». Отсюда взошли в церковь, где я прочитал перед храмовою иконою молитву преп. Саввы». В жизни Великого князя многократно проявлялась его искренняя любовь к Богу и церкви, к обрядовой стороне Православия. Любимыми его святыми с детства стали преподобный Сергий Радонежский и его ученик — преподобный Савва. Преподобный Сергий был Ангелом-Хранителем Великого князя.

Еще в 1865 году, когда ему было всего восемь лет, воспитательница Анна Федоровна Тютчева привезла его в Москву. Здесь он посещал монастыри: Чудов, Николо-Угрешский, Савво-Сторожевский и другие. Здесь постигал он красоту  и святость русских древних монастырей. Здесь, в этих монастырях, настраивалось на русский лад его сердце. Здесь услышал он массу исторических преданий о Святой Руси. В Чудовом монастыре почивали мощи святителя Алексия, неутомимого труженика на благо Московского царства, собеседника, духовного друга преподобного Сергия Радонежского. В комнате Сергея Александровича с детства были иконы Божией Матери с Богомладенцем, преподобных Сергия и Саввы. Уже в детстве, по его собственному признанию,  он ежедневно молился преподобным Сергию Радонежскому и  Савве Сторожевскому.


Икона Преображения, пожертвованная председателем ИППО
великим князем Сергием Александровичем храму на Фаворе.
Фото П. В. Платонова, председателя Иерусалимского отделения ИППО
Жизнеописание Великого князя показывает, что ему неоднократно преподносились иконы в качестве благословения (как, например, в 1865 году  от московского митрополита Филарета). Одна из «подаренных» икон невольно вызывает на мистические размышления. В мае 1866 года Сергей Александрович приезжает с родителями в первопрестольную — и радостные москвичи, приветствуя императорскую семью, забросили в окно его кареты икону. Это было уже благословение всей Москвы, но, может быть, и мистический пролог к его трагической гибели в 1905 году, когда в его карету будет брошена бомба террориста Каляева. Великий князь и сам дарил иконы. Так, во  время своего второго паломничества в Святую землю он поднялся на гору Фавор, помолился, взял с собою с горы камешек и принес в дар греческому храму на Фаворе икону Преображения Господня с именной надписью.


Снятие со креста.
Первая половина XVI века. Новгород Великий. Дерево, темпера; резьба, роспись. Размер — 26?22,5?2 см.
Из личной коллекции великого князя Сергея Александровича Романова.
Местонахождение: Музеи Московского Кремля, инв. СК-80
Фото: Энциклопедия Православной иконы
Некоторые из икон Великого князя Сергея Александровича дошли до нас и были представлены на упомянутой выставке.  При посещении выставки нами был составлен перечень представленных икон. Думается, что  этот перечень со временем будет дополнен. Из икон, представленных на выставке 2007-го года, привлекает внимание образ, перешедший к Великому князю, очевидно, по наследству от отца, Императора Александра II: «Господь-Вседержитель». Это образ московского письма середины ХIХ века. Икона деревянная, написана маслом,  обложена  серебром. На обороте иконы надпись гласит: «Образ Спасителя, поднесенный Его Величеству Митрополитом Московским Филаретом при закладке дома Бояр Романовых в Знаменском монастыре 31 августа 1858 г <ода>». Cамому Сергею Александровичу, очевидно, принадлежал образ, написанный в 1863 году мстерскими мастерами: «Преп. Сергий и Ангел-Хранитель» (Мстера, 1863, дерево, темпера). Встречаются иконы и с владельческой маркой Великого Князя Сергея Александровича на обороте. Таковы образы: «Богоматерь Умиление» (Греция, ХVIII век, дерево, темпера), икона-диптих XIX  века из села Ильинское «Святитель Николай, Св. Иоанн Предтеча, священномученик Харалампий, св. Антипа, св. Власий, преп. Фавст» (дерево, темпера), икона из села Ильинское «Св. Никита-бесогон» (ХIХ век, дерево, темпера). В Ильинском у Сергея Александровича была еще одна икона так называемой Ветковской школы: «Архангел Михаил — грозный воевода» (Конец ХVIII — нач. ХIХ вв., дерево, темпера). Особняком стоит дар  Великого Князя Сергея Александровича  Историческому музею: Царские врата. Они сделаны на Севере России (Вторая половина ХVII века, дерево, темпера).

Одна из икон («Крещение Господне») воскрешает в памяти замечательное событие из жизни Великого князя — посещение горы Фавор.  Икона была подарена Сергею Александровичу 4 октября 1888 года в Иерусалиме, о чем гласит надпись: «Сия священная старая икона на Рождество Христово в Вифлееме подносится в благословение Его Императорскому Высочеству Князю Сергею Александровичу в городе Иерусалиме в 1888 г. Октября 4-го дня».  Этому же событию посвящена еще одна подаренная Сергею Александровичу икона, или, скорее, доска, обложенная серебром с камнем с горы Фавор. Доска изготовлена в Санкт-Петербурге в 1888 году фирмой братьев Грачевых. Надпись по нижнему краю на раме гласит: «От командира Преображенского полка Великому Князю Сергею Александровичу в память посещения сей горы. 28 сентября 1888 г <ода>».

Эти иконы, перед которыми молился о себе и о России  Великий князь Сергей Александрович делают его жизнь более близкой и понятной для нас. Нельзя удержаться от того, чтобы не привести драматическую запись из дневника основателя Исторического музея И. Е. Забелина в час смерти Великого князя (стр. 350): «1905 г. Февраля 4 в 2 часа 46 минут взрыв бомбы — убит Великий Князь Сергей Алекс. Ужас. Онемели руки и ноги».

Бог поругаем не бывает. Великий князь при жизни молился Божией Матери, преподобным Сергию Радонежскому, Савве Сторожевскому, святителю Николаю-Угоднику, нес на своих плечах гроб с мощами преп. Серафима Саровского в день его прославления… После его трагической гибели, ставшей прологом к беспощадной революции 1917 года и гибели Царской Семьи, все они, святые угодники Божии, возносят свои молитвы о его душе. И, может быть, недалек тот час, когда мы станем свидетелями прославления мученика Сергия. Ведь недаром же после его гибели протоиерей Митрофан Сребрянский записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике Царствующего Дома Великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!»
____________
Примечания

. Боханов А. С.  Великий князь Сергей Александрович // Российские консерваторы. М., 1997. С. 326.
. Цит. по кн.: Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004. С. 79–80.
. Авчинников А. Г. Великий князь Сергей Александрович. Иллюстрированный биографический очерк, Екатеринославль, 1915 С. 10.
. Гришин. С. 25.
. Там же.
. Там же. С. 77.
. Размер: в рост.


Поделиться: