ИППО вступает в 130-й год своей истории

Блинова Л.Н.
Прошло 129 лет с того дня, как 3 июня (21 мая) 1882 г., в праздник свв. Константина и Елены, во дворце Великого князя Николая Николаевича Старшего в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов состоялось торжественное открытие Императорского Православного Палестинского Общества.
За это время в России неоднократно менялись социо-исторические условия, провозглашались полярные ценности, вместе с ушедшими поколениями исчезли многие традиции… Почему же Императорское Православное Палестинское Общество продолжает жить, вызывая порой удивление наших современников столь непривычным для них звучанием своего имени?
 
За свою более чем вековую историю, Общество многое претерпело, меняло название, видоизменяло свою деятельность, но до сих пор не утратило своей актуальности, в том числе для представителей различных российских институций и элит. Закономерно задать вопрос: почему?

На этот вопрос можно отвечать долго и пространно, и вероятно, у каждого, знакомого с историей Императорского Православного Палестинского Общества, найдется свой ответ на этот вопрос, но есть несколько ключевых понятий, которые и определили такую стойкость Общества в эпоху социальных катастроф в истории России последнего столетия. Эти понятия укладываются в простую, но тем и гениальную триаду, лежащую в основе любого долгосрочного социального проекта: ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ + МУДРАЯ СТРУКТУРА + ГРАМОТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ, которая может быть расшифрована другими словами: энергия (цель), ум (план) и труд (действие).

Устойчивость любого начинания по этой схеме зависит от качества наполнения ее составных элементов. На каких же принципах наши предшественники сумели построить феномен Императорского Православного Палестинского Общества?

В качестве ВДОХНОВЛЯЮЩЕЙ ИДЕИ были выбраны такие сферы и ценности человеческого бытия, которые неподвластны времени и не зависят от прихотей отдельной личности. Это Бог, наука, служение, просвещение. Времена и люди приходят и уходят, меняются эпохи, нравы, религии, но идеи Божественности и победы добра, познания мира и передачи знаний, служения и помощи другим людям остаются неизменными, лежащими в основе самой сущности жизни. Основатели Палестинского Общества записали в его Устав такие цели, как содействие паломничеству на святые места для любого жителя империи, помощь ученым в научных исследованиях в области востоковедения и истории христианства, обучение неграмотного населения библейского региона, поддержка Восточных патриархатов.

Для осуществления этих благородных целей была продумана МУДРАЯ СТРУКТУРА. Взаимодействие государства, общественности и Церкви служило для обеспечения документами и скидками заграничных путешественников, для строительства инфраструктуры, способной принять тысячи русских паломников на святых местах, и для духовного окормления паломников. Все структурные ветви объединялись августейшим покровительством императорской семьи, председательством великого князя Сергея Александровича, а позднее его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны, которые рассылали собственноручно подписанные благодарности за труды на пользу ИППО.

ГРАМОТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ подразумевала разные формы. Это и множественность источников финансирования от строки в госбюджете до многоуровневой благотворительности. Это и разветвленная структура отделений Общества, открытых к 1917 году в 52 епархиях от Якутска до Варшавы. Это и охват многих тысяч православных людей от губернаторов до крестьян просветительскими палестинскими чтениями, на которых священники читали лекции о святых местах и раздавали бесплатные листки с видами Святой Земли. Для детей православных арабов Палестины, Сирии, Ливана были построены более сотни школ и две учительские семинарии, где ученики были обеспечены учебниками, тетрадями, формой, а главное — смогли приобщиться к великой русской культуре, чтобы потом развить свою. На Святой Земле строились новые православные храмы, украшались имеющиеся, финансово поддерживалась Вселенская Церковь. Тем самым укреплялось русское духовное и гуманитарное присутствие в ближневосточном регионе.

В результате такого масштабного государственно-социального проекта, опирающегося на труд и энтузиазм множества людей, сотни тысяч православных верующих Российской империи по паломнической книжке ИППО смогли прикоснуться к благодати Святой Земли. Стала реальностью несбыточная до этого мечта. Пройти по стопам Иисуса Христа стало возможным, сев на поезд до Одессы, а затем на пароход до Яффы, остановиться в Иерусалиме на русском подворье, в сопровождении опытных кавасов обойти святые места и вернуться домой, где с нетерпением ждут твоих рассказов. Все это вызывало необыкновенное воодушевление и поддержку в обществе.

Но времена меняются… Государство отделило от себя православие, перестала звучать русская речь на святых местах, пустующие подворья повидали разных гостей и новых хозяев, но вдохновляющая первоначальная идея ИППО полностью не умерла, осталась жива наука, и долгое время ученые Российского Палестинского общества занимались востоковедением и внешнеполитическими проблемами Ближнего Востока…

Был трудный, но очень примечательный период в истории Палестинского Общества. В 1934 году, когда умер его председатель академик Н. Я. Марр, новый так и не был избран, во главе Общества остался его вице-председатель академик И. Ю. Крачковский. Времена были таковы, что историческая наука находилась в кризисе, ученые подвергались репрессиям, потом началась война… Казалось бы, славное Палестинское Общество вряд ли возродится. Но в 1950 году государству опять понадобились специалисты по восточному вопросу. Планировалось избрать председателем Общества академика Крачковского, увы силы и здоровье его к тому времени уже иссякли. Выбрали известного историка, академика С. П. Толстова. Спустя несколько дней последний из дореволюционных членов Императорского Православного Палестинского Общества, избранный еще в 1915 году пожизненным действительным членом ИППО, а в 1921 году — членом Совета, Игнатий Юлианович Крачковский умер. Вот так символично живая преемственность дореволюционного и советского Общества сохранилась. Невольно возникают ассоциации с Симеоном Богоприимцем…

В 1992 году Обществу вернули историческое название, Комитет почетных членов возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Постепенно представители светской науки начали искать точки соприкосновения с Церковью, дипломаты — строить новые связи с государствами Святой Земли, в которых православие во многом уже утратило свои позиции, россияне вновь начали стремиться к святым местам.

Время показало, что бездуховность разрушительна, отказ от исторических традиций, от преемственности вековых ценностей ведет к цивилизационному тупику, а личное обогащение ценой игнорирования принципа «за все воздастся» делает счастливым ровно до тех пор, пока не встретишь кого-то более беспринципного или, наоборот, по-настоящему духовного человека.

Кроме того, жизнеспособность любого общества во многом зависит от качества ее элиты. Поскольку номенклатурные элиты имеют склонность к деградации, любой социум нуждается в воспроизводстве качественной элиты управленцев. Современная Россия, нацеленная на модернизацию, но не преодолевшая коррупцию, нуждается вдвойне. Для подобного воспроизводства нужна подготовка умов с опорой на идеалы, а еще лучше – на реальные успешные примеры. Причем, ходить за ними вглубь истории или за три моря вовсе не нужно. Подобным примером может служить история Императорского Православного Палестинского Общества, которая не вошла в школьные учебники, и поэтому забыта широкими массами. Имена, которые украшают историю Общества, принадлежат лучшим представителям российской элиты, и 129-летняя дата, которую отмечает сегодня ИППО, реальное тому подтверждение. Политики, финансисты, аристократы, хозяйственники, духовные пастыри… Их самоотверженный труд, их идеи и идеалы, которые они вложили в основание своего детища, готовы противостоять любым вызовам времени. Среди них немало людей, чья жизнь или смерть стали образцом святости. Возможность прикоснуться к святости, утолить духовную жажду сейчас многим чрезвычайно необходима.

Время активно заставляет Россию вернуться в центр христианского мира – к Вифлеемским яслям, к Гробу Господню.

Оказывается, что для этого нет лучше инструмента, чем Императорское Православное Палестинское Общество. Именно поэтому так возрос интерес к его деятельности и к его проектам. Люди с удивлением открывают для себя его замечательную историю, а через нее и историю России, ее связей со Святой Землей.

Пусть же 130 год своего существования Императорское Православное Палестинское Общество отметит новыми запоминающимися делами, достойными памяти наших предшественников!

«Духа не угашайте», — взывают к нам слова апостола Павла, начертанные на могиле Василия Николаевича Хитрово — человека, благодаря неугасимой энергии и целеустремленности которого появилось Императорское Православное Палестинское Общество 129 лет назад.
Поделиться: