Почётному члену ИППО директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому переданы редкие иконы

8 июня 2016 года в Зале Совета Государственного Эрмитажа состоялось подписание трёхстороннего акта приёма-передачи музею коллекции икон, поступивших из ФСБ по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации.

Акт подписали Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; Дмитрий Анатольевич Завершинский, начальник Отдела следственной службы Управления УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и Сергей Валентинович Булавский, руководитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.

Передаче икон предшествовал тщательный отбор: из нескольких сотен предложенных икон сотрудниками Эрмитажа, хранителями иконописи Отдела истории русской культуры были отобраны 37 икон. Главный принцип отбора – редкая иконография  или нестандартное (то есть наивное, авторское, в чём-то непохожее на известные аналоги) изображение сюжетов или ликов на иконах.

«Художественная ценность представленных икон выше ритуальной. Это главная причина, по которой они должны находиться в музее, а не в церкви, – отметил Михаил Борисович Пиотровский. – Мы отобрали вещи, которые пополняют наши знания и дают материал для исследования бытования иконы в России, её бытования в обществе. Иконы с определёнными признаками народного искусства, очень редкие, которые дополнят нашу коллекцию».

Значение данного собрания для Эрмитажа заключается в том, что основной особенностью комплекса икон является, наряду с  художественной ценностью предметов, их историческое и культурное значение.

Особый интерес представляют иконы избранных святых – Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Икона с изображением шести святых.

Особенности письма позволяют относить их к началу XIX века. Иконы различных святых существенно повышают ценность эрмитажного собрания, ведь иконография зачастую развивается как раз с включением в святцы новых имён подвижников за веру. И именно тогда происходит выработка специфических черт изображаемых святых, их атрибуты, сцены жития. А для исследователя важно наблюдать, какие черты жития святых особо обращали на себя внимание иконописцев, что в жизни конкретного святого наиболее сильно обращало на себя внимание народного сознания и сохранялось в красках. 

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» представляет собой уникальный образец народного искусства – тонкое изображение ликов, яркость красок, заключённое в искусный резной деревянный киот. Данная икона демонстрирует прекрасный ансамбль иконописного образа и прикладного народного искусства, подчёркивая величие и значение, которыми обладает Пресвятая Богородица в жизни русского народа. 

Икона «Николай Чудотворец» – один из самых распространённых иконографических типов, всегда узнаваемых, в каждом регионе он имеет свои специфические черты. Возможно, происходит из центральной России. Киот и венец указывают на то, что икона писалась по заказу и стоила достаточно дорого. Данный памятник хорошо дополнит имеющееся в музее собрание, более широко отразит круг почитания святого Мирликийского угодника.

Обогатит коллекцию Эрмитажа икона с изображением великого русского старца и духовника Серафима Саровского. Икона начала XX века – одна из самых ранних, изображающих святого Серафима,  в металлическом окладе, искусного письма.

Важное место в эрмитажном собрании займут иконы, состоящие из клейм (небольших композиций) с избранными моментами жития изображаемого святого или основными событиями праздника, расположенных вокруг центрального изображения, среди которых  – «Рождество Богородицы» и «Сошествие во Ад с избранными сюжетами» с изображением четырёх клейм; с двумя клеймами – «Успение Богородицы», «Воскресение», четырёхчастная икона с изображениями Богоматери: «От бед страждущих», «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец».

Иконы отличаются миниатюрностью письма и красотой пропорций. Именно они как нельзя лучше отображают историю провинциального иконописания Российской Империи первой половины XVIII века – начала XX веков, их наличие в фондах живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, куда они поступили на хранение, существенно обогатили музейное собрание. 

Фото: сайт Эрмитажа

Поделиться: