Бегство в Египет

Популярный в западном изобразительном искусстве и достаточно редкий для русской живописи библейский сюжет бегства Святого семейства в Египет отражает события после Рождества. Упоминание о бегстве в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете. В этом сюжете выделяется 3 части: бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, возвращение из Египта. Главными персонажами сцены бегства в Египет являются Дева Мария, едущая на ослике, Младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Краткость истории, изложенной в Писании, заставляла художников и поэтов обращаться к апокрифам и фантазировать.

***


Сон Иосифа перед бегством в Египет.
Валериан Отмар. Между 1891 и 1898 гг. Холст, масло. 67х68.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христов (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Религиозные сюжеты в русской живописи



Бегство Святого Семейства в Египет. 1853 г.
Бейдеман Александр Егорович (1826 — 1869)
В 1853 году художник получил за эту композицию малую золотую медаль Академии художеств



Иосиф взял ночью младенца и мать.
Худ. В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа»



И пошел в Египет.
В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа»



Бегство в Египет.
Алексей Егоров. 1820-е гг. Бумага, бист, перо, кисть.29,7х19,8.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова



Отдых на пути в Египет.
Егоров Алексей Егорович (1776 — 1851). До 1827 или 1836 (?) г. Холст, масло. 66,5х49.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Отдых на пути в Египет.
И.В. Лучианов, копия с Н. Пуссена. 1811 г. Холст, масло.
Из собрания Государственного музея истории религии



Отдых Святого семейства на пути в Египет.
Петр Васильевич Басин. 1842-1843
etnaa.mylivepage.ru



Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет.
Бруни Федор Антонович (1801 — 1875). 1838 г. Холст, масло. 111,2?84,6.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Источник: http://allart.biz/photos/r-50.html



Бегство в Египет.
Николай Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 97?70.
Эскиз для мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова



Бегство в Египет.
Мозаика, выполненная по эскизу Н. А. Кошелева.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови)



И был там.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е гг. 26,3x31,2 холст, масло.
Из цикла «Из жизни Христа»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15

Комментарий В. Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке».



Избиение младенцев. Эскиз
Г. И. Семирадский. Конец 1860-х. Картон, графитный карандаш, сепия. 17,8?23,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Русская живопись


Указ Ирода об избиении младенцев.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Ангел повелевает Иосифу вернуться в землю Израилеву.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 35х41,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Возвратились в Назарет.
Худ. В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа»



Бегство в Египет.
Павел Филонов. 1918 г. Масло на холсте. 71?88,9.
Мид Арт Музеум, Амхерст колледж, шт. Массачусетс (публ. Третьяковской галереи http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf)
Источник: Olga's Gallery


Крестьянская семья (Святое семейство).
Павел Филонов. 1914 г. Холст, масло. 159х128.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Olga's Gallery

Полотно «Крестьянская семья», созданное в 1914 году, имеет второе, очень важное для понимания мировоззрения мастера название — «Святое Семейство». Картина близка к традициям примитивизма: крупные, несколько неуклюжие фигуры главных героев окружены условной моделью пейзажа — яркими цветами и травами. Персонажи кажутся будто сложенными из абстрактных по форме мелких деталей, «атомов и молекул», которые, в свою очередь, образуют сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц. Эта картина воплощала давние мечты художника о будущем воцарении справедливости и добра на земле, в котором патриархальная крестьянская семья — и есть «святое семейство».

К «Святому семейству» примыкают и другие, образовавшие с «Крестьянской семьей» некую группу: «Коровницы» (1914 год), цикл «Ввод в мировой расцвет» (вторая половина 1910-х годов), рисунки «Георгий Победоносец» (1915 год), «Мать» (1916 год) и некоторые другие.
Ольга Егорова «Тайна Филонова»



Святое семейство.
Марк Шагал. 1975–76 г. Холст, масло, 30х97.
Частная коллекция
Галерея современного искусства
Поделиться: